«Природа и общество»: роль и место экологического образования в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного и школьного возраста

Непременным условием успешного усвоения детьми экологических знаний является одновременное овладение и практическими действиями.

Поэтому данный курс направлен на совместную проектную деятельность детей и взрослых, педагогов и родителей в процессе экологического образования детей и подростков и развития их духовно-нравственных качеств.

Актуальные проблемы и формы освоения детьми современной детской и подростковой литературы

Курс посвящен современной детской литературе и ее воспитательному и образовательному потенциалу. Слушатели смогут не только составить целостное представление о том, что происходит сегодня в российской и зарубежной литературе для дошкольников, младших школьников и подростков, узнать о трендах, тенденциях и традициях, но и научиться использовать эти ресурсы в работе с детьми. В курсе представлены различные формы погружения юных читателей в современную детскую литературу: литературные квесты, экскурсии, квизы (в том числе и в цифровом формате), буктрейлеры и другие способы освоения литературы.

Вводный модуль к программе "Обучение и развитие ребенка в гуманитарной перспективе". Организационные вопросы. Тренировочные упражнения. Техническая поддержка слушателей.


Уважаемые слушатели!
Добро пожаловать в систему дистанционного обучения (СДО) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета!

Поздравляем вас с зачислением на дополнительную программу "Обучение и развитие ребенка в гуманитарной перспективе"

Прежде чем приступить к обучению, просим вас ознакомиться с вводным модулем. Данный модуль не является обязательным, но рекомендуется к ознакомлению для оптимизации учебного процесса. 


Здесь вы сможете:

- познакомиться друг с другом;

- проверить необходимые для обучения технические моменты и параметры;
- разобраться с основными типами заданий и занятий, потренироваться в их выполнении с помощью инструментов СДО;
- задать все интересующие вас вопросы, касающиеся работы в СДО.


В этом небольшом тренировочном модуле вы сразу увидите темы задания и можете просматривать и выполнять их в любом порядке, удобном для вас. В учебных модулях  темы и задания могут быть доступны сразу, а могут открываться по мере прохождения и выполнения предыдущих тем и заданий. Кроме того, учебные модули будут отличаться от этого тем, что на них будет отведено ограниченное время прохождения. 


В данном модуле будет также размещаться основная информация о программе "Обучение и развитие ребенка в гуманитарной перспективе". 

Желаем вам интересной и плодотворной учёбы!

Возрастные особенности развития личности ребёнка и специфика гуманитарного образования

В курсе  рассмотрены этапы развития ребенка в возрастах раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. 

Возрасты раннего детства (1-3 года) и дошкольного детства (3-6,7 лет) будут охарактеризованы с позиций социально-коммуникативного, познавательного и художественно-эстетического развития детей. Эти три линии развития являются основной получения ребенком гуманитарного образования в младшем школьном и подростковом возрасте. 

Для каждого возраста детства будут приведены характеристики  ведущих психических функций, определяющих характер развития  для этого периода.


Знакомство с православной иконой. Факультатив

Икона это святыня, сопровождающая православного человека на протяжении всей жизни. Нередко икону называют окном в мир горний. Но как увидеть этот мир за сдержанным лаконичным изображением? С чего надо начинать знакомство ребенка с иконой? Какими начальными знаниями при этом должен обладать взрослый? Что такое иконописный канон? Чем отличается икона от картины? Постараемся найти ответы на эти и другие вопросы в процессе наших занятий.

Также мы коснемся вопросов иконографии: поговорим об иконографии ангелов и святых; значении цвета и света в иконе.
Основные педагогические подходы в процессе духовно-нравственного воспитания

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 44. 1. сказано: 

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 

Настоящий курс направлен на помощь родителям в осуществлении их права в области нравственного развития личности ребёнка, укрепления российской семьи на основании традиционных для нашего общества православных ценностях. 

Для этого рассматриваются три основных вопроса: 1) «Кто есть человек?»; 2) «Для какого социального проекта он предназначен?» 3) «Каким он должен и может стать?». 

Для ответа на эти вопросы исследуются следующие положения: 

1. Секулярный, светский и религиозный подходы в духовно-нравственном воспитании детей в современном отечественном образовании. 

2. Понятие Личность с точки зрения светского и религиозного педагогических подходов. 

3. Религиозное воспитание в семье.


Русская риторика: быть, а не казаться.

Этот курс познакомит вас с древней, но необычайно современной дисциплиной РИТОРИКОЙ. Которая, как говорил Аристотель, стоит в центре всех наук. Которая всегда была одной из главных школьных дисциплин, но которая была изгнана из системы образования. Которая дала начало стилистике и поэтике, герменевтике и теории литературы, культуре речи и методике преподавания языков и многим другим коммуникативным дисциплинам. Которая вернулась в Россию в своей манипулятивной ипостаси, но может и должна вновь стать инструментом гармонизации общества. Ведь именно этому служила наша Русская риторика начиная с эпохи Крещения Руси, и вплоть до первых десятилетий века XX.

В нашем кратком курсе мы рассмотрим требования к говорящему (оратору, ритору) которые предъявляет Русская риторика. Сравним полученный образ ритора с тем, который формирует риторика манипулятивная. Проанализируем риторические образы некоторых современных ораторов и сделаем вывод о том как древняя риторическая теория помогает нам в практике повседневной жизни.


Смысл и ценности человеческого существования в повседневном преломлении (на материале русской художественной словесности)
В курсе предлагается рассмотрение таких категорий, как "смысл жизни" и "жизненные ценности", на материале произведений русской литературы.
В лекционном разделе курса дается общее введение в проблематику заявленной темы, объяснение ключевых понятий, их взаимосвязи и обзор различных ситуаций из литературы и жизни, где данные категории получают своё конкретное воплощение.
В практических разделах курса слушателям предлагается прочитать и осмыслить несколько рассказов русских писателей, в которых присутствует нравственно-философская и ценностно-смысловая проблематика, в её тесной связи с вопросами педагогики и семейного воспитания.